ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ НА ФОНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: в течение учебного года у 51 учащегося 10-11 классов классов было проведено исследование изменения интенсивности ситуативной тревожности и вегетативного индекса Кердо, для оценки влияния психологического стресса на повышение артериального давления и развитие дисбаланса вегетативной нервной системы в зависимости от необходимости сдавать выпускные экзамены после завершения учебного процесса. В зависимости от необходимости сдавать выпускные экзамены в конце учебного года учащихся разделили на 2 группы. В I контрольную группу вошли 26 учеников 10-го класса, которые в конце учебного года не сдавали ЕНТ. Во II группу вошли 25 учеников 11 класса, которым в конце учебного года предстояло сдавать ЕНТ. Установлено, что по мере приближения выпускных экзаменов во II группе, по сравнению с I, достоверно возрастала интенсивность ситуативной тревожности (P˂0,05), что приводило к увеличению частоты повышения артериального давления (P˂0,05) и дисбаланса функционального состояния вегетативной нервной системы (P˂ 0,05). Полученные результаты свидетельствуют, что для профилактики артериальной гипертензии и вегетативной дисфункции необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение устойчивости к психологическому стрессу.

Ключевые слова: психологический стресс, артериальная гипертензия, вегетативная дисфункция, ситуативная тревожность, индекс Кердо

mindubaeva