ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: статья посвящена анализу факторов приоритетной мотивации младших школьников к получению информации и обучению в индивидуальном образовательном пространстве. В исследовании приняли участие 54 ученика 11-12 лет Государственного учреждения лингвистической гимназии №132, г. Алматы, из них 26 мальчиков и 28 девочек. При проведении исследования было получено письменное информированное согласие родителей школьников, принимавших участие в программе и двухстороннее соглашение о неразглашении личных данных. Для изучения специфики индивидуального образовательного пространства использовались метод анкетирования (специально разработанная анкета) и проективный метод – рисунок на заданную тему. Ориентируясь на свои мотивационные и ценностные предпочтения школьники конструируют собственное представление индивидуального образовательного пространства. Установлено, что внеучебные объекты расцениваются младшими школьниками, как основной источник получения информации, обучения и воспитания. Более того, само понятие школа, упоминаемое в отрыве от класса, уроков, учеников, учителей, однокласников, книг, учебы носит обобщающий, обезличенный критерий. Соответственно, эти параметры не могут рассматриваться с позиции мотивирующих факторов развития познавательного процесса и личностного роста. Более того, учебная деятельность и собственная активность, связанные с познанием и получением знания не рассматривается школьником как важная часть индивидуального образовательного пространства, не осознается в качестве источника новых знаний и умений. Необходимы разработка и внедрение новых программ и подходов к обучению в образовательном пространстве школы с учетом особенностей индивидуального образовательного пространства, направленных на устранение недостатков, активизирующих мотивацию к самостоятельному обучению и творчеству.

Ключевые слова: индивидуальное образовательное пространство, образовательная среда, развитие младших школьников, информация, мотивация, творчество, саморазвитие

alieva