Аннотация: в статье рассматривается эффективное общение с населением как необходимое профессионально-важное качество государственных и муниципальных служащих при оказании государственных и муниципальных услуг населению. Приведены результаты эмпирического исследования развитости межличностного общения. Описаны группы критериев эффективности коммуникации и техники понимающего общения. Определены условия, обусловливающие создание позитивного психологического климата, атмосферы доверия между представителями местной и региональной власти и населением. Перечислены установки, способствующие этому. Дана характеристика основных правил эффективного общения. Раскрыты особые приемы реагирования на информацию, поступающую от коммуниканта во время общения и методы активного слушания. Представлены результаты исследования, показавшие, что для части государственных служащих характерно проявление пассивно-агрессивного поведения, статусности, надменности, отсутствие эмпатии, низкий уровень толерантности, недостаточная ситуативная ориентация на интересы других людей, низкий уровень общительности. У муниципальных служащих отмечается неискренняя критичность, скрытность в отношениях к людям в Я-реальном и мотивация к усилению этого в Я-идеальном. Выявлено, что мужчины в большей степени стремятся к авторитарности и снижению позитивной эмоциональности в межличностном общении, чем женщины. Установлено, что специалисты региональной и местной власти больше в межличностном общении полагаются на свою интуицию и профессиональный опыт из-за недостаточности знаний, способствующих эффективному общению.
Ключевые слова: межличностное общение, техника понимающего общения, личностно-профессиональные качества, государственные и муниципальные служащие