СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Аннотация: в статье рассматривается разные модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в России и за рубежом. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Внимание к многодетным замещающим семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий. Такие семьи своей сущностью способствуют реализации личностных и общественных потребностей. Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Замещающие семьи как в России, так и за рубежом, классифицируются по их правовому статусу на непрофессиональные и профессиональные. Отечественные специалисты выделяют шесть этапов становления и развития замещающей семьи как системы. В качестве одной из наиболее серьезных проблем функционирования замещающей семьи, независимо от ее типа, и зарубежные, и отечественные авторы выделяют взаимоотношения с кровными, биологическими родителями и родственниками ребенка. В отличие от западных стран, где институт приемной семьи активно развивается и успешно функционирует более ста лет, процесс его становления в нашей стране сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.

Ключевые слова: замещающая семья, фостерная семья, усыновление, опека, попечительство, приемный ребенок, родственная опека

volchanskaja