ПОНЯТИЕ «Я» И ЕГО СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ

Аннотация: в статье актуализируется проблематика социальной адаптации учеников в возрасте 9-12 лет с нарушениями зрения, обучающихся в школах Ирака. Автор подходит к решению данной проблемы путем обращения к личностной структуре «Я» данной категории учащихся. Цель статьи: выявить специфику понятия «Я», особенности его восприятия слабовидящими обучающимися и определить его взаимосвязь с их социальной адаптацией. Задачи исследования: 1) определить понятие «Я», рассмотрев его в структуре личностной «Я»-концепции, «Я»-образа, «Я»-позиции; 2) выявить специфику структуры «Я» у слабовидящих учащихся; 3) выявить основные проблемы социальной адаптации слабовидящих; 4) выявить психолого-педагогические условия повышения социальной адаптации слабовидящих учеников с учетом роли «Я»-образа и «Я»-позиции; 5) экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий. В статье раскрывается сущность понятия «Я». Специфика «Я» раскрывается в направленности и готовности обучающихся к изменению внешней среды и самих себя. Выявлены пути социальной адаптации, ориентированные на следующие основные тенденции: 1) преодоление ограниченности свободы движения за счет привлечения потенциала сохранных анализаторов и компенсирующих возможностей интеграции; 2) преодоление позиции «беспомощности» в сознании слабовидящими обучающимися своего понимания в отношении пространства; 3) развитие мотивации в создании образов на основе познавательного интереса и познавательной активности для формирования деятельностной позиции и саморефлексии. Экспериментально доказана их эффективность в повышении социальной адаптации учащихся с нарушениями зрения.

Ключевые слова: слабовидящие обучающиеся, социальная адаптация, школы Ирака, структура личностного «Я», «Я»-позиция, социальная коммуникация, социальный опыт

alavadi