ЭМОЦИАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ, КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СТРУКТУРЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Аннотация: проведен анализ научных публикаций посвященных изучению экзаменационного стресса, роли эмоционального реагирования и когнитивной функции на фоне воздействия психологических стрессоров во время подготовки и сдачи экзаменов. В качестве критериев для анализа были использованы принцип доминанты А.А. Ухтомского и пирамида потребностей А. Маслоу для интерпретации распределения эмоционального напряжения и когнитивной функции в условиях экзаменационного стресса на ступени соответствующие первичным и вторичным потребностям. Установлено, что в соответствии с принципом доминанты А.А. Ухтомского яркая эмоциональная реакция в лимбической системе возникает раньше, чем формирование когнитивного ответа. То есть эмоциональный доминантный очаг возбуждения будет обеспечиваться ресурсами в первую очередь, а когнитивная функция по остаточному принципу. Более того, эмоциональный фактор распределяется на 1 и 2 ступенях пирамиды А. Маслоу, что соответствует первичным потребностям. В отличие от этого, когнитивная функция в условиях экзаменационного стресса соответствует 4 ступени, что соответствует удовлетворению вторичных социальных потребностей. Таким образом, при экзаменационном стрессе в первую очередь будет удовлетворение первичных потребностей, соответствующих 1 и 2 ступеней, а затем вторичных, обеспечивающихся когнитивной функцией и соответствующих 4 ступени. Именно поэтому, к разработке мероприятий, направленных на коррекцию восприятия экзаменационного стресса и снижению интенсивности эмоционального напряжения в период предэкзаменационной подготовки и, непосредственно, во время экзамена целесообразно подойти с учетом иерархии различных стрессоров в структуре конкретной стрессовой ситуации, их влияния на психологическое и физиологическое состояние организма в целом.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, доминанта А.А. Ухтомского, пирамида А. Маслоу, эмоции, когнитивная функция

salehov