Аннотация: статья посвящена проблеме личностных особенностей подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации. Актуальность исследования обусловлена как возрастающими требованиями общества к уровню образования, компетентности обучающихся, так и психологическими особенностями подросткового возраста, несущего в себе массу противоречий и трудностей. К факторам, негативно влияющим на социальную адаптацию, относят биологические, психологические, социально-педагогические факторы, а также особенности личности самих подростков. В исследовании принимали участие 107 старших подростков – учащихся 7-9 классов. Использовались метод тестирования, метод экспертных оценок, методы количественной и качественной обработки данных. У подростков с трудностями в социальной адаптации выявлены высокие показатели по таким личностным характеристикам, как гипомания, психастения, психопатия, депрессия. Средние показатели агрессивности и враждебности в выборке подростков с трудностями в адаптации не превышают показателей нормы, однако агрессивных и враждебных подростков в основной группе испытуемых больше, чем в контрольной группе. По выраженности акцентуаций характера, подростки с трудностями в социальной адаптации отличаются большей педантичностью, возбудимостью, дистимностью, экзальтированностью, тревожностью. Результаты исследования подтверждены статистической обработкой и могут быть использованы при разработке коррекционной программы с подростками, испытывающими трудности в социальной адаптации.
Ключевые слова: подростки, социальная адаптация, трудности в адаптации, личностные характеристики, агрессивность, враждебность, акцентуации характера