СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Аннотация: в статье представлены результаты исследования, раскрывающие особенности социальных представлений студентов о семье и семейных отношениях. Цель статьи – какое место занимает семья в структуре ценностных ориентаций студентов, а также определить отношение студентов к семье, к добрачным отношениям и различным аспектам семейного функционирования, с учетом половых различий. Выявлено место семейных ценностей в общей иерархии ценностей студентов. Выделены сходство и различия в системе ценностей и социальных представлений юношей и девушек о семье и семейных отношениях. У девушек, в отличие от юношей семейные ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь» занимают доминирующие позиции, при этом девушки не стремятся к развитию и профессиональной независимости. Самореализацию связывают прежде всего с наличием семьи. Юноши большее значение придают материальной составляющей в браке и меньшее выполнению ролевых функций (домашних обязанностей) чем девушки. Общим, в системе представлений как юношей, так и девушек, является тот факто, что семья выступает необходимой стороной жизни, строится на основе официально заключенного брака; отношения в семье выстраиваются по принципу равноправия; наличие 1-2 детей является обязательной составляющей семьи; совместное проживание и сексуальные отношения до заключения брака являются желательными; предохранение и планирование беременности имеет высокую значимость; отношения с лицом своего пола отвергаются; любовь, уважение, доверие в семье имеют высокую ценность; знание окружения партнера и наличие общей системы ценностей, социального равенства недооцениваются; основной причиной развода выступает измена. В работе, также представлены результаты анкетирования, раскрывающего представление студентов о добрачных отношениях, факторах, влияющих на создание семьи, родительских обязанностях, причинах развода.

Ключевые слова: социальные представления, семья, семейные отношения, семейные ценности, студенты

litvinova