ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Аннотация: в данной статье представлен теоретический анализ литературных источников, посвященных современным отечественным и зарубежным подходам к  психологическому сопровождению пожилых людей. В психологической литературе существующие модели психологического сопровождения можно отнести к следующим подходам: возрастно-психологический, экзистенциальный, субъектный, эклектический, интегративный.  В отличие от западных моделей, основным признаком которых можно обозначить интеграцию знаний из различных наук (таких как медицина, экономика, социальная работа, психология), отечественные модели нельзя отнести к единственной методологии. Также, можно резюмировать, что отечественные модели в большинстве своем не имеют достаточной эмпирической базы, подтверждающей свою эффективность.

Важно отметить, что представленные в статье модели сопровождения по большей части следует характеризовать как социально-психологические, так как они направлены на совершенствование взаимодействия представителей старшего поколения с окружающим их социумом.

Принимая во внимание все вышесказанное, в представленной статье актуализируется потребность в обосновании модели психолого-педагогического сопровождения. Главным выводом статьи является утверждение о существующей в современной психологической науке проблеме недостаточной разработанности и методологической обоснованности подходов к психолого-педагогическому сопровождению пожилых людей в современных условиях, требующих от субъектов непрерывного пополнения собственных знаний на протяжении всей жизни (long-life learning), которые бы эффективно и адресно позволяли удовлетворять познавательные потребности представителей «третьего возраста».

Ключевые слова: психологическое сопровождение, пожилой и старческий возраст, экзистенциальный подход, субъектный подход, эклектический подход, интегративный подход

rybakov