МОТИВАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье представлено описание нового типа профессиограммы, характеризующей профессионализм преподавателя высшей школы. При ее разработке применялись классические методы профессиографирования, включающие анализ документов, продуктов творческой деятельности субъекта труда, методы психодиагностики, направленные на выявление мотивационных характеристик субъекта труда, в частности с помощью авторской методики измерения структурных уровней мотивации (дается ссылка на исследование), теоретический анализ. Разработка профессиограммы базировалась на научных принципах активности, реактивной и активной организации процессов деятельности человека, сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека, принципы функциональной тождественности и интернализации и др. Представлены теоретические основания профессиографического описания труда посредством выделения мотивационных и компетентностных параметров профессионализма. Выделены структурные компоненты и содержание профессионализма преподавателя высшей школы, внутренние предпосылки и внешние условия как факторы психологического обеспечения профессионализма преподавателя вуза. Определены зоны трудностей достижения цели профессионализма, социально-психологические и интегративные мотивационно-компетентностные параметры профессионализма преподавателя высшей школы. Представлена мотивационно-компетентностная психограмма преподавателя высшей школы как структурная составляющая профессиограммы. Мотивационно-компетентностная профессиограмма позволяет изменить представление о параметрах анализа профессиональной деятельности и личности субъекта труда, открываются новые возможности исследования составляющих профессионализма преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: профессиограмма, мотивационно-компетентностная профессиограмма, преподаватель высшей школы, профессионализм, интегративные мотивационно-компетентностные параметры профессионализма

demidenko