КРИТЕРИИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТУДЕНЧЕСТВА, ВЫРАЖЕННЫХ СРЕДСТВАМИ МЕТАФОР

Аннотация: цель исследования, представленного в статье, заключается в изучении социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафор, у студентов и у респондентов с высшим образованием. Высказана гипотеза о существовании различий в содержательных характеристиках, предоставляемых респондентами метафор. Исследование выполнено на выборке (N = 267; 12% мужчин и 88% женщин), которую составили студенты (n = 101) и респонденты с высшим образованием (n = 166) (в качестве контрольной группы), в возрасте от 17 до 55 лет, с применением методического инструментария: эссе «Метафора жизненного пути» (А.А. Бочавер), методика «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев). Выделены в ходе теоретического анализа и применены в рамках исследования авторские критерии анализа социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафор, в группах студентов и респондентов с высшим образованием. Впервые приведены результаты сравнительного исследования социальных репрезентаций, выраженных метафорически, студентов и респондентов с высшим образованием. Показано, что социальные репрезентации студентов, выраженные средствами метафоры, в большей степени фрагментарны, более ориентированы на процесс, чем на результат, а также в большей степени наполнены эмоциональными характеристиками, чем в группе респондентов с высшим образованием. Продемонстрированы взаимосвязи данных, полученных по авторским критериям и по методике «Тест смысложзненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев). Результаты практического исследования могут быть применены на практике в контексте психологической работы с представителями студенческой группы.

Ключевые слова: социальные репрезентации, критерии анализа, метафора, жизненный путь, студенчество

salikova