ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НОРМЫ ПРАВДИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье раскрывается одна из актуальных возрастно-психологических проблем, касающаяся развития и формирования морально-правовой нормы правдивости. Дается краткий теоретический обзор подходов к определению моральных норм правдивости и честности. Для исследования выбран старший дошкольный возраст, сензитивный к формированию первичных этических инстанций, как одного из психологических новообразований. Анализ теоретических источников позволил определить следующие психолого-педагогические условия развития нормы правдивости в старшем дошкольном возрасте: создание атмосферы дружелюбия и доброты, беспрепятственного проявления ребенком его чувств и личностных качеств, терпение и принятие со стороны взрослого, целенаправленное педагогическое воздействие на поведение дошкольника и со стороны родителей, и со стороны общественных взрослых в лице воспитателей, преодоление эгоцентризма личности, личностные особенности детей, произвольность поведения. Диагностика уровня развития нормы правдивости у детей старшего дошкольного возраста показала, что знания о моральной норме правдивости у детей опережают формирование поведенческого компонента в освоении данной нормы. В исследовании сопоставлялись результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп, имеющих примерно одинаковый уровень развития произвольности поведения, уровень развития когнитивного и эмоционального компонентов моральной нормы правдивости, но при этом стиль педагогического общения в двух группах был разным (авторитарный и демократический). Выявлена тенденция в преобладании количества детей, склонных к правдивому поведению в группе у воспитателей, реализующих демократический стиль педагогического общения, в отличии от выборки детей 6-7 лет из группы, в которой педагоги реализуют авторитарный стиль педагогического общения.

Ключевые слова: правдивость, честность, морально-правовые нормы, норма правдивости (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты), старший дошкольный возраст, стиль педагогического общения, произвольное поведение

listik