ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Аннотация: изложены результаты дальнейшей разработки методики обучения базовым музыкальным понятиям, основанной на психологической теории формирования умственных действий. Логика введения новых понятий на начальных этапах занятий по предмету сольфеджио была представлена в виде следующей последовательности: источники и свойства музыкальных звуков → звукоряд → октава → полутон → хроматический звукоряд → визуальная модель хроматического звукоряда → ступени хроматического звукоряда. Рассмотрены принципы построения и результаты апробации ориентировочных основ действий, используемых в процессе формирования у учащихся ДШИ новых понятий. Обучение проводилось с применением визуальной модели условного октавного звукоряда, служившей аналогом струн и грифа акустической гитары. Для перехода к началам нотной грамоты впервые применена схема нотоносца, состоящего из 7 линий. Он использовался как промежуточное звено для последующего перехода к классическому 5-линейному нотоносцу. Учащиеся с интересом выполняли все предложенные задания, продемонстрировав высокое качество усвоения новых для них понятий по предмету «сольфеджио».

Ключевые слова: звукоряд, октава, хроматический ряд, ступени, нотная запись, ориентировочная основа учебных действий

kuznecova