ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье описана методика формирования субъектной позиции в проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью формирования активного и самостоятельного члена общества, отстаивающего свои и общественные интересы, неразработанностью подходов к формированию субъектной позиции дошкольников в проектной деятельности. Представленный в статье диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности у детей субъектной позиции в проектной деятельности в контрольной и экспериментальной группах, позволил провести экспериментальное исследование по следующим критериям: активность (инициативность, исполнительность, результативность); самостоятельность в деятельности (умение делать выбор, умение корректировать действия); наличие социально-ценностных способов общения в условиях совместной деятельности; умение слушать и слышать, умение договариваться), а также выделить соответствующие уровни данного процесса. Организация и экспериментальная проверка влияния проектной деятельности на формирование субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста, описанная в статье, проводилась по следующим критериям: интерес детей и родителей; отклик родителей на предлагаемые домашние задания; умение детей обоснованно отстаивать свою точку зрения (элементарно); умение планировать свою деятельность  и достигать поставленной цели; умение отражать собственные замыслы в реальной жизни. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента исследования, описанный в статье, показал, что динамика проявлений инициативы, самостоятельности, сотрудничества и волевых усилий при достижении результата более выражена в экспериментальной группе, чем в контрольной, что подтверждает выдвинутую в статье гипотезу экспериментального исследования и доказывает эффективность проделанной работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, субъектная позиция, дети старшего дошкольного возраста, критерии и показатели, активность, самостоятельность, социально-ценностные способы общения

vasina