ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ МЧС

Аннотация: в статье приводятся результаты исследования структуры детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС. Описываются этапы исследования, дается краткое описание результатов на каждом. В соответствии с целями исследования каждый этап ориентирован на выявление детерминант профессионально важного качества курсантов МЧС, уровень сформированности которого зависит от ряда факторов, обусловленных как личностными характеристиками курсанта, так и условиями его подготовки на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и в соответствии с профессиональными стандартами «Пожарный», «Спасатель». Отмечается обусловленность выбора профессии группы риска смысло-жизненными ориентациями, мотивационной направленностью. В ходе исследования выявлена взаимообусловленность мотивационной интенсивности и уровня стрессоустойчивости как полифакторного феномена. Разработаны модели (матрицы) качеств личности курсантов МЧС, апробированные в ходе формирующего эксперимента, и алгоритм работы с ними. На основе факторного анализа выявлены ключевые детерминанты высокого и низкого уровней стрессоустойчивости курсантов МЧС. На основе метода факторного анализа детерминант высокого и низкого уровня стрессоустойчивости выявлены наиболее значимые детерминанты, влияющие на формирование стрессоустойчивости. На основе результатов исследования разработана программа психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важного качества стрессоустойчивость курсантов института МЧС. Приводится краткая характеристика, формы работы и результаты апробации программы.

Ключевые слова: детерминанты, стрессоустойчивость, техносфера, внутренняя индивидуально-значимая мотивация, склонность к риску, психофизиологическая устойчивость

vershinina