ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ COVID-19 КАК СУПЕР-СТИМУЛ: ПОЧЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СЕБЯ?

Аннотация: в эпоху повсеместной медиатизации, эмоции как уникальный комплексный механизм адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, имеют ключевое значение. Они выступают «навигаторами» в виртуальном мире, соотнося его с «физически» реальным миром, в котором человек развивался эволюционно. В данном контексте особую роль приобретают искусственно создаваемые медиа сверхнормальные стимулы, направленные на генерацию сверхсильных эмоций – так называемые супер-стимулы. Супер-стимулы, являясь концептуальным порождением и элементом гиперреальности как феномена отражения действительности в семиотическом пространстве, активно используются средствами массовой информации с целью усиления эмоционального отклика потребителя, что позволяет медиа пробиться сквозь информационный шум. Данная идея приобретает особую актуальность в эпоху первой «инфодемии», сформировавшейся вокруг пандемии коронавируса Covid-19. В условиях повсеместной самоизоляции и карантинных мер, медиа становятся для общества практически единственным ресурсом получения информации и коммуникации, в результате чего уровень информационного шума повышается, и СМИ испытывают еще большую потребность «достучаться» до подсознания потребителя – и до его эмоций. Данное исследование направлено на изучение визуального медийного образа Covid-19 как супер-стимула и опыта реализации данного супер-стимула в онлайн средствах массовой информации. В ходе работы был проведен опрос общественного мнения о том, какие эмоции вызывают различные изображения коронавируса, наиболее часто публиковавшиеся в СМИ в начале пандемии. Результаты данного опроса показали, что уже в начале инфодемии именно изображения частиц Covid-19 не достигали своей цели – большинство респондентов, рассматривая как «реалистичные», так и стилизованные картинки, оставались безучастными и не испытывали ярко выраженных эмоций.

Ключевые слова: эмоции, супер-стимул, страх, Covid-19, медиа, гиперреальность

kosova