ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье раскрывается влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников. Среди влияющих факторов выделяются гипертекстуальность современной культуры (нелинейность, непоследовательность идей), количество информации (дублирование в различных источниках), электронные коммуникации (электронная почта, SMS, социальные сети, мессенджеры, телеконференции) и языковые трансформации («компьютерный» язык, простота речевых конструкций, сокращения слов). Раскрывается как положительное, так и отрицательное влияние компьютерных технологий на психические процессы, важные для обучения школьников. К отрицательным относится влияние технологий на восприятие, внимание, память (процессы запоминания), мышление, которое связано с многозадачностью деятельности, отсутствием необходимости запоминать информацию, подключать творческое мышление, с возможным нарушением санитарных норм и правил из-за высоких нагрузок. Подчёркиваются и положительные стороны – развитие образного мышления благодаря визуализации, возможность удерживать внимание, задействовать различные виды восприятия — зрительный, слуховой, кинестетический. Особая роль уделяется наглядности, которая, по мнению К.Д. Ушинского, важна не в учебно-методических материалах, а как образ изучаемых объектов, процессов, явлений, создаваемый в обучении. Рассматриваются средства мультимедиа, которые позволяют организовать наглядность. Приводится классификация компьютерных технологий по Г.К. Селевко: основная (ключевой технологический подход), проникающая (при изучении отдельных тем и разделов), монотехнология (комплексное управление учебным процессом с помощью компьютера). Материал может использоваться как отправная точка для модернизации методики обучения учебным предметам с учётом применения компьютерных технологий.

Ключевые слова: компьютерные технологии, когнитивные процессы, восприятие, память, внимание, мышление, гипертекстуальность культуры, электронные коммуникации, наглядность

bezborodova