ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОРАЛЬНОЙ НОРМЫ ЩЕДРОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются направления психолого-педагогического сопровождения формирования моральной нормы щедрости, относящейся к нормам альтруистического спектра, а также особенности ее освоения в дошкольном возрасте. Представлены роль семьи, детского сада и их взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения развития моральной нормы щедрости. Наиболее подробно раскрывается формирование когнитивного (знания о моральной норме) и эмотивного (отношение к норме) компонентов моральной нормы щедрости в старшем дошкольном возрасте. Показывается, что именно в дошкольной образовательной организации дети старшего дошкольного возраста имеют широкие возможности для установления межличностных контактов, целенаправленного формирования и интериоризации моральной нормы щедрости. Также описываются содержательные характеристики нормы щедрости, которые активно меняются в современном обществе, показывается противоречивость восприятия и понимания данного морального императива для современных детей. Отмечается, что в современном обществе нет отношения к моральной норме щедрости как безусловной ценности. В рамках психолого-педагогического сопровождения рассматривается психодиагностика развития нормы щедрости у детей старшего дошкольного возраста, описаны варианты методов диагностики и диагностических методик, позволяющих исследовать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты моральной нормы щедрости. Даны основополагающие принципы для разработки методических рекомендаций при организации психолого-педагогического сопровождения формирования данной моральной нормы в семье и дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, моральное развитие, моральная норма щедрости, нормы альтруистического спектра, когнитивный, эмотивный, поведенческий компоненты нормы щедрости, методы диагностики, методические рекомендации

listik