ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И СТАНДАРТОВ XXI ВЕКА

Аннотация: в предлагаемой статье рассматривается проблема формирования и развития рефлексивного мышления российских школьников как один из важных показателей уровня функциональной грамотности и стратегического развития Российской Федерации в глобальной конкуренции путем использования человеческого потенциала как основного фактора экономического развития. Результаты ежегодного оценивания компетентностной модели школьников 9 и 11 классов в последние годы  демонстрируют существенное отставание формирования у российских выпускников «самосозидающего порядка ментального устройства», включающего контроль за свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях, ответственности за свой жизненный выбор. Цель исследования обусловила необходимость изучения психолого-педагогических, социальных причин недостаточного уровня развития рефлексивных способностей учащихся. На основе интерпретации результатов исследования в статье высказывается мнение о том, что при условии, если в ближайшие 4-5 лет выпускники школ будут опираться на социальные приобретения, которые заложили их родители (поколение Х), то значительного влияния на развитие такой ключевой жизненной компетенции как рефлексия со стороны семьи, скорее всего, не ожидается. Рассматривая сложность формирования рефлексии на ментальном уровне современного российского общества, мы выделили и такой фактор как общий дефицит рефлексивной культуры в отечественном образовании, в том числе и в организации урока как основы учебного процесса. Работа, проделанная в рамках исследования данной проблемы, наши интерпретации и объяснения нуждаются в дальнейшем изучении факторов, касающихся сферы образования, и необходимости изучения и разработки возможных путей выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: рефлексия, функциональная грамотность, факторы развития рефлексивных способностей учащихся

lysova