СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: статья рассматривает особенности восприятия педагогом актуальной ситуации через ощущение субъективного благополучия, профессионально-педагогическое общение и специфику педагогической деятельности учителя, психические состояния, наблюдающиеся у педагога, влияние психических состояний педагога на учебный процесс и ученика, формирование позитивного психологического фона в ученическом коллективе. Прослеживая динамику профессионализма учителя, в различных ситуациях особых условий труда и профессиональной деятельности, можно отметить возникновение напряженных ситуаций, как стрессоров, обусловленных субъективным восприятием учителя. Возникновение их зависит от психологических характеристик, вызывающих рассогласование разных систем организма и психики, мобилизующих внутренние резервы. Обладая профессиональными ценностями, человек является психологически зрелой профессиональной личностью, имеет развитое профессиональное сознание и профессиональные способности, использует приемы профессионального мышления, проявляет интерес и креативность в труде. Проблема проявления негативных эмоций педагогов на уроке связана именно с временными психическими состояниями усталости, психической напряженностью, приводящей к профессиональной деформации, к ощущению субъективного неблагополучия и как следствию, негативным эмоциям учащихся на уроках. Определение места представление о субъективных ощущениях личности в существующих психологических теориях и концепциях, влияния сложных условий труда на изменение некоторых характеристик психологической структуры личности педагога – профессионала, формирующего, эмоциональный фон работы ученического коллектива.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психоэмоциональное напряжение, эмоциональная устойчивость, позитивные эмоции, эмоциональные состояния, самоотношение

pogorskaja