РОЛЬ АВТОРСКОЙ МАТЕРИНСКОЙ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ Я-РЕБЕНКА

Аннотация: в статье раскрыты закономерности сказочного текста, позволяющие использовать сказку как терапевтический инструмент, влияющий на качество объектных отношений. Раскрыто значение сказки как наиболее эффективного материала, соответствующего особенностям символического мышления детей в работе с ними. Рассмотрены такие значимые характеристики сказочного текста, как «пространство» и «время». Показаны основные бинарные оппозиции детских сказок, написанных в терапевтическом режиме детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, при заданном терапевтом зачине сказки: жили — были (жил-был). Дано определение авторской материнской сказки, приведены примеры использования авторской материнской сказки. Предложено использование авторской материнской сказки в целях установления и усиления эмоционального контакта матери и ребенка. Показана возможность использования авторской сказки матерью для усиления функций контейнирования и отзеркаливания чувств и мотивов ребенка. Раскрыта возможность авторской материнской сказки, как техники, позволяющей работать с выявленными поведенческими и эмоциональными проблемами ребенка в семье, так и техники в широком смысле обеспечивающей качество объектных отношений, влияющих на формирование образа матери и образа Я-ребенка.

Ключевые слова: терапевтическая функция сказки, авторская материнская сказка, образ матери, образ я-ребенка

enkova